Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

села Прасковея Будённовского района» Ставропольского края

 

Самодельная кукла для школьной ярмарки

 

 

                                                  

     Малашихина Алёна

     МОУ СОШ № 3

     учащаяся 9 класса

    Руководитель проекта

    Плотникова Т. В.

    2011

 

                             Оглавление

  1. 1. Введение……………………………………………………........

 

      1.1  обоснование проекта............................................................

 

      1.2  историческая справка…………………………………….

 

     1.3   вариативность…………………………………………….

 

  1. Главы основной части………………………………………..

           

     2.1   инструменты, оборудование и материалы……………

           

     2.2   технология выполнения ………………………………...

            

  1. Техника безопасности………………………………………..

 

  1. Экономическое и экологическое обоснование………………

 

  1. Реклама………………………………………………………..........

 

  1. Фотография изделия………..……………………………………..

 

  1. Заключение………………………………………………………….

 

  1. Библиографический список использованной литературы……

 

  1. Введение.
  • обоснование проекта.

 Идея провести в школе ярмарку возникла, когда я и мои одноклассники узнали о акции «Помоги одному больному ребёнку!»,  объявленную Отделом образования в октябре этого года.

Больная девочка, ученица 6 класса МОУ СОШ № 2 города Будённовска Скосырская София Александровна нуждается в помощи. У неё тяжелейшее заболевание - опухоль саркомы Юинга.

Я с друзьями включилась в работу. Ведь на медицинские процедуры нужны средства, а их как-то нужно найти. Что же такого сделать, чтобы помочь Софье?

Предложений было много. Думали, спорили, обсуждали. Тогда я и предложила  сделать поделки своими руками и продать их на школьной ярмарке. А примером проведения послужила ярмарка, посвящённая Дню сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, которая проходила 15 октября в городе Будённовске в этом году. На этой ярмарке я, в составе танцевальной группы «Ассорти», танцевала народные танцы.

Я рассказала  ребятам о том, что именно после Покрова (христианский  праздник) крестьяне завершают и осеннюю посевную и виноградную страду, а значит, могут показать и продать свою продукцию, которую вырастили. Я рассказывала о том, что пришедшие на праздник горожане имели возможность купить лучшую мучную, мясную, молочную, плодоовощеводческую и медовую продукцию. Кроме покупок могли увидеть и выступления канатоходцев из Махачкалы, и Ставропольского казачьего хора «Вольная степь», и выступление самодеятельных коллективов, танцевальных групп, клоунов  Будённовского района.

Решение было принято. Нужно подготовить и провести ярмарку, а для получения средств изготовить и продать поделки. А чтобы привлечь, как можно больше народа, нужно нам спеть, станцевать. Тогда и получится настоящий праздник, который и порадует и пользу принесёт.

Вернувшись из школы домой я всё думала, какую же поделку сделать, чтобы она пользовалась спросом у покупателей? Поделилась своими мыслями с родными. Они мне много рассказали интересного и полезного, но особенно заинтересовал меня рассказ прабабушки о том, как она, со своими подружками в послевоенные годы,  делали кукол для ребятишек. Ведь после войны купить их было  просто негде. Кукол они делали из остатков старой одежды.

Поэтому я и решила изготовить тряпичную куклу. Теперь нужно обдумать, из чего будет эта кукла? Какой материал использовать?  На помощь пришли книги и Интернет.

Этим материалом станут – отходы швейного производства – лоскуты, которых в любой мастерской по пошиву одежды остаётся очень много, да и дома их можно найти.

         Цель ясна  –  самостоятельно изготовить тряпичную

                                  куклу  развивая  свои умения и навыки в области

                                  лоскутного шитья, используя творческий подход

                                  к выполнению задания.

                 Задачи определены:

  • рассмотреть варианты  изготовления изделия;
  •  узнать о истории возникновения тряпичной куклы;
  • изучить правила работы лоскутного шитья;
  • освоить новые приёмы обработки лоскутов;
  • создать своими руками тряпичную куклу  

  с  наименьшими материальными затратами;

  • пробуждать интерес к созданию этой игрушки,

 своими  руками;

  • проанализировать свою работу.

 

 

                        Фото 1. Подготовительно-поисковый этап проекта.

1.2  историческая справка.

 «  Как птицы из всего строят гнёзда, так

и  дети из всего мастерят себе куклу…»

В. Гюго

Кукла - одна из самых древних игрушек. Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла (См. фото 2) бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Фото 2. Тряпичная кукла.

Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей.        Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Пока дети были маленькими  кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую  потешку (См. фото 3) могла делать любая девочка.

Фото 3. Кукла – потешка.

Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы (См. фото 4).

Фото 4. Куклы в крестьянской семье.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

У тряпичных кукол лицо не изображалось (См. фото 5). Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

                

Фото 5. Безликие куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Кроме того куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые. Название говорит само за себя.

    Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы.

    1.3   вариативность

 Продумывая этапы  работы  просматриваешь много литературы по изготовлению тряпичных кукол, обращаешься за помощью к книгам  и интернету, делаешь свои собственные зарисовки. Но я не буду копировать понравившиеся мне изделия, а постараюсь внести новизну в свой проект.

Владимир Даль  сказал: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги,  дерева и прочего – подобие человека».

Да, именно так по своему образу и подобию, человек уже много веков подряд создаёт кукол.  Каждый  может создать свою куклу – единственную и неповторимую. Поэтому и стал вопрос: «Какую же куклу сделать?»

С руководителем проекта  Плотниковой Т.В. мы отправились в филиал краеведческого музея нашего села. Там я узнала, что в зависимости от конструкции, технологии изготовления, материалов, местных диалектов существует множество типов и названий тряпичных кукол: «закрутки», «столбушки», «навёртки», «скатки», «скрутки», «живульки» и т. д.

Для изготовления кукол применяются разнообразные материалы: ткани, нитки, тесьма, картон, бумага, береста, бисер, пуго­вицы. Можно выполнить куклу с использова­нием иглы и без нее (способом перетяжек), сделать ее писаной красавицей (лицо белое круглое, брови соколиные, губы — маков цвет) или безликой, с ручками-ножками и без них (См. таблицу 1).

 

Таблица 1.    Варианты тряпичных кукол.

 

 

Краткое описание

 

 

Схематичное изображение

 

 

 

  1.

Самая распространенная из тряпичных рукотворных кукол — "столбушка" или "скат­ка", "навертка». Она выполняется способом скатывания валиков-столбиков. Два тугих столбика для туловища и рук со­единяются крестообразной перетяжкой, од­новременно затягивается столбик по линиям талии и шеи. Часто такого типа куклы делают без рук.

 

 

 

 

  2.

Для основы куклы-закрутки  необ­ходимы береста, картон или бумага, однотонная ткань — два лоскутка размером 20 х 20 см, вата или ветошь, нитки для перетяжек.

Полый внутри цилиндр из  бумаги оборачивают тканью,  снизу за­правляют край ткани внутрь цилиндра. Верх­нюю часть полученного столбика накрыва­ют вторым лоскутом, подложив под него не­много ваты для придания объема голове. За­тягивают голову по линии шеи нитками. Подложив ватный валик или два шарика под линию шеи, обозначают грудь и перетягива­ют столбик по линии талии. Руки выполняют из двух свободных уголков ткани способом двойной подгибки края и перетяжки по линии запястья. Основа куклы-закрутки изготавливается без использования иглы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

"Наживить" — прошить швами ("вперед иголку", "через край"), т.е. сделать быстро, "на скорую руку". Вероятно, отсюда появилось название куклы — кукла-живулька . Но возможно это связано с ритуальными функциями куклы в качестве детского обере­га или помощника. В основе "живульки" ле­жит валик из ветоши, ваты, ватина или пря­жи, обшитый тканью и стянутый на сборку сверху и снизу у оснований. Голова к такой основе может быть пришита отдельно или выполнена перетяжкой-сборкой по линии шеи. Из отдельных валиков-столбиков дела­ют ручки и ножки.

 

 

 

 

 

 

4.

 

Куклы на крестообразной деревянной ос­нове  выполняются из прутиков или палочек круглого или прямоугольного сече­ния, скрепленных нитками или узкими полосками ткани, кожи, тесьмы. Они могут быть декорированы лоскутками, разноцветными шерстяными или шелковыми нитями, вклю­чать элементы росписи. В наши дни куклы такого типа чаще всего встречаются в виде огородных пугал.

 

 

 

5.

Приемы выполнения современной куклы с движением, изготовленной из -2 носовых платков. На нижнюю фа­лангу указательного и среднего пальцев руки туго накручивают два уголка платка, распо­ложенные по диагонали. Оставшиеся углы закручивают в плотный жгут — так получаются ножки. При желании можно достроить куклу с помощью привязывания второго платка, условно обозначив руки и голову узелками.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Особый интерес вызывают ритуальные комбинированные куклы народов Севера. В ос­нове их лежат косточка и утиный нос ("утка ныр"). Куклы из утиных носиков при­вязывали к люльке, они служили оберегами; комбинированные куклы (на основе косточ­ки) шаманы использовали как магические средства. Большая коллекция этих кукол хра­нится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Предлагаемое для изготовления изделие — кук­ла-подвеска (сувенир) в русском костюме послужит ори­гинальным подарком, пополнит коллекцию кукол в национальной одежде, украсит новогоднюю елку. Работа над куклой-подвеской познакомит юных рукодельниц с разновидностью кукольного промысла, расширит знания о русском народном костюме, приобщит к прикладному твор­честву.

Высота куклы 11 см. Деревянный шарик для головы можно выточить в школьной мастерской по обработке древесины. Работа над сувенирной куклой требует внимательности и аккуратности, умения работать клеем-пистолетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При работе над образом куклы кроме зна­комства с конструкцией и технологически­ми приемами возникает необходимость изу­чения костюма, его исторических особенностей. Работа над ним требует более глубоко­го знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами как общерусскими, так и местными. Поэтому экскурсия в наш сельский музей была своевременной и необходимой (См. фото 6).

Фото 6. В Прасковейском музее.

Из всех рассмотренных вариантов изготовления тряпичных кукол, я буду делать вариант № 6 – куклу-подвеску (сувенир) в русском костюме

(См. фото 7).

 

 

Фото 7. Примерный вариант кукол.

 

Изменения которые я хочу внести в данное изделие – это:

 

  1. Основу куклы сделать из картона на картонном основании, для прочного удерживания куклы на поверхности;

 

  1. Куклу сделать не как подвеску, а как сувенир т. к. она предназначена для ярмарки;

 

  1. Ткани и отделочные материалы подбирать из тех, которые есть в наличии.

 

  1. Главы основной части
    • инструменты, оборудование и материалы

 Для того, чтобы изготовить тряпичную куклу мне необходимы следующие инструменты:

  • линейки,
  • карандаши,
  • ластик,
  • ножницы,
  • степлер,
  • ручные и пооперационные иглы,
  • клеящий пистолет.

 

Фото 8.  Набор инструментов и оборудования.

Из материалов я подобрала:

  • белый картон,
  • ватман,
  • клей ПВА,
  • клей-карандаш,
  • цветные фломастеры,
  • лоскуты ткани,
  • нитки,
  • отделочные материалы.

2.2    технология выполнения

Оригинальное  изделие — кук­ла - сувенир в русском костюме, может послужить красивым подарком, может пополнить коллекцию кукол в национальной одежде, может украсить новогоднюю елку.

Работа над куклой-сувениром познакомила меня с разновидностью кукольного промысла, расширила знания о русском народном костюме, приобщила к прикладному твор­честву.

Работу я выполняла по следующему плану:

  1. Изготовление выкроек (шаблонов).
  2. Изготовление конуса из картона (деталь туло­вища куклы).
  3. Выбор текстильных материалов.
  4. Изготовление детали головы, рук, кокетки, кокошника.
  5. Изготовление волос.
  6. Изготовление детали сарафана.
  7. Сборка деталей куклы.
  8. Отделочные работы.

Таблица 2.  Последовательность изготовления куклы-сувенира.

 

 

 Вид работы  

Графическое изображение

 

 

1.

 

Изготовление шаблонов. Из картона изготовить детали конуса для туловища, кокетку, кокошник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Деталь туловища. Вырезать усеченный конус из плотного кар­тона с помощью лекала. Склеивая конус, нанести клей ПВА для соединения сторон. Деталь туловища куклы готова.

 

 

 

 

 

3. Деталь головы. Для изготовления детали головы нужно разложить белый квадратный лоскут, поместить комочек ваты в центр, обернуть его и затянуть ниткой, формируя голову.

 

4. Обработать рукава, начиная с соединения боковых срезов. Соединить боковые срезы можно вручную. Нижний срез рукава собрать на сборку, отступив снизу на 0,5см. Для сборки проложить мелкие стежки, затем стянуть их и закрепить. Вло­жить в рукав синтепон. Аналогично соб­рать на сборку верхний срез рукава. Приклеить обработанные рукава на туловище по плечевой линии.

 

 

 

 

   5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка кокетки. Для выкраивания кокетки обвести лекало по контуру, наклеить на деталь ажурную ткань с помощью клея ПВА и выкроить кокетку. Украсить кокетку тесьмой, кружевом, лентой.

 

 

6.

Деталь кокошника. Для кокош­ника используется та же ткань, из которой выпол­нена кокетка. Наклеить ткань на картон с двух сторон, вырезать кокошник с помощью лекала. Отделка кокошника сочетается с отдел­кой кокетки, низа сарафана. Наклеить кокошник на волосы клеем ПВА.

 

 

 

7. Изготовление волос. Волосы можно изгото­вить из шерстяных ниток или ниток мулине, отрезав их длиной 30 см. Волосы, отрезанные для изготовления, сложить пополам и закрепить середину другой ниткой. Нанести одну каплю клея ПВА немного выше лба и совместить с серединой ниток. Дать высохнуть. Нанести клей на затылочную часть головы и равномерно рас­пределить все волосы для наклеивания. Заплести косу.

 

 

 

 

 

 

 

8. Изготовление детали сарафана. Выкроить из ткани деталь сарафана с помощью лекал. Обработать деталь сарафана. Наклеить деко­ративную тесьму на низ сарафана с помощью клея - пистолета. Затем склеить боковые срезы детали, наложив друг на друга. Шов соединения является передней стороной сарафана. Обработанный сарафан наклеить на картонный конус в четырех местах, отступив от верхней части конуса на 0,5 см клеем ПВА или с помощью клея-пистолета.

 

 

 

 

 

 

9. Отделка деталей куклы. Для отделки деталей костюма можно использовать, бисер, кружева, тесьму, ленты, обрезки всевозможных тканей и т. д.

 

 

 

3.Техника безопасности.

Что нужно сделать, приступая к созданию лоскутных изделий? Начнём  с организации своего рабочего места. От этого во многом зави­сит качество работы. Если много времени будет уходить на поиски нуж­ного лоскутка, шаблона, булавок, ножниц, то работа покажется просто мукой.

Рабочее место - это стол для раскроя и сборки деталей и коробка для  хранения материалов.

Свет должен падать на рабочую поверхность прямо или слева.

Инструменты, приспособления, шаблоны хранить в специальных коробках. Выкроенные детали также поместить в предназначенные для них коробки.

Проверить исправность инструментов и приспособлений (ножницы должны быть острыми, игла соответствующего размера и с острым кон­цом), а также наличие всех необходимых материалов (тканей, ниток, шаблонов и т.д.). Убрать со стола все, что не нужно для работы.

Правила и приемы безопасной работы с иголками:

 

  • шейте всегда с наперстком;
  • не теряйте булавки и иголки. Храните их в определенном месте;
  • во время работы вкалывайте иголки и булавки только в игольницу или кусок толстой ткани, не берите в рот и не вкалывайте
    в одежду;
  • не шейте ржавой иглой. Если игла сломалась, заверните ее в бу­магу и выбросите в ведро для мусора;
  • прикрепляйте шаблоны (выкройки) к ткани булавками, вкалывая
    их острыми концами к срезам ткани в направлении от себя;
  • не перекусывайте нитку зубами.

Правила и приемы безопасной работы с электрическим утюгом:

 

  • не оставляйте включенный утюг без присмотра;
  • ставьте утюг на жаростойкую подставку с ограничителем;
  • всегда ставьте диск терморегулятора на отметку, соответствую­щую виду ткани;
  • включайте и выключайте утюг только сухими руками. Выключая его, беритесь за корпус вилки и никогда не дергайте за шнур;
  • по окончании работы дайте утюгу полностью охладиться и толь­ко затем уберите его в соответствующее место;
  • храните утюг всегда в вертикальном положении.

 

Техника безопасности при работе с электрическим 

термоклеящим пистолетом  для горячего склеивания деталей:

 

  • перед работой проверить исправность прибора, отсутствие оголённых мест на шнуре, вилке, розетке;
  • работать осторожно, не прикасаясь к нагревательному элементу (наконечнику) пистолета;
  • температура нагрева наконечника 180С, поэтому в случае попадания горячего клея на кожу, поместить поражённый участок под струю холодной воды;
  • не оставлять прибор без присмотра и после окончания работы выключить шнур питания из розетки.

 

Правила и приемы безопасной работы с ножницами:

  • ножницы хранить в специальной коробке;
  • передавать кольцами вперёд;
  • не подкладывать пальцы под лезвия ножниц;
  • после работы ножницы убрать в определённое для них место.
  1. Экологическое и экономическое обоснование.

 Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов и приспособлений, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования.

При создании своего проекта я  позаботилась  о том, чтобы моё «производство» было безотходным, чтобы не было ущерба окружающей среде. Поэтому, все лоскуты ткани, которые остались после выполнения работы, я буду использовать в дальнейшем для изготовления оригинальных вещей.

Таблица 3.  Подсчёт себестоимости изделия.

Материал Кол - во Цена Стоимость
1. картон

бумага «ватман»

1 набор

0,5 листа

26  руб.

10 руб.

 

36 руб.

    2. Ткань для изготовления одежды куклы Лоскуты ткани

(не ограничено)

 

0 руб.

 

 

0 руб.

 3. Нитки армированные,

№ 40

 

1 шт.

 

9 руб.

за 1 катушку

 

9 руб.

4. Отделочные материалы В наличии

(не ограничен

но)

 

0 руб.

 

0 руб.

Итого:      45 руб.

 

Стоимость изделия, сувенирной тряпичной куклы, которую  я изготовила, обошлось мне в  45  рублей. Это меня вполне устраивает, т. к. по рыночной оценке, данное  изделие будет стоить гораздо дороже.

       Затратив минимум денежных средств у меня получилось оригинальное изделие, которое можно продать на ярмарке. Думаю, что спросом оно будет пользоваться.

 

  1.   Реклама.

 

  1. Фотография изделия.

 

 7. Заключение.

         Я считаю, что справилась в своей работе с поставленной целью и задачами: я стремилась к индивидуальности, хотела развивать свои умения и навыки в области лоскутного шитья, освоить новые приёмы работы с лоскутом. И у меня это получилось!

Более того, мой проект принесёт пользу. Учащиеся 5 – 8 классов последовали моему примеру и тоже делают игрушечных кукол для школьной ярмарки.

Я планирую показать мастер – класс, по своему  проекту, на «Неделе технологии» в нашей школе, которая будет проходить в марте – апреле 2010 года. Я хочу  выступить  не только перед учащимися, но и перед взрослой аудиторией – учителями.

 

 

  1. Библиографический список использованной литературы.

 

  • Н. А. Горяева, О. В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник по изобразительному искусству, 5 кл., М., «Просвещение», 2000 год;
  • В. Г. Пичугина научно – методический журнал «Школа и производство», № 2 за 2002 год, № 7 за 2004 год, № 2 за 2008 год, № 1 за 2009 год, № 2 за 2009 год, № 6 за 2010 год, № 7 за 2010 год, № 1 за 2011 год, № 5 за 2011 год;
  • А. Сердюков статья из «Будь славен, хлебороб!», из газеты «Вестник Прикумья» №81 от 19 октября 2011 года, (с празднования дня урожая);
  • Сайт: Rukukla.ry;
  • Сайт: vecherkom.com;
  • Сайт: Forumexclusive. Com.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *